ПТФ в режиме ДХО на моем Улане.
1. Что побудило.
- якобы экономичнее
- увеличение ресурса ламп ближнего света
- удобство
- устранение причины сгорания светодиодных ламп через 2-3 месяца эксплуатации в штатном режиме работы ПТФ – якобы чуть бы не вечных. Но покупка за 7 месяцев 3 комплекта вечных светодиодных ламп – побудила к пояску причины. Известно, что для нормальной и долговечной работы светодиодов ток, не превышающий предельно допустимое значение для данного типа светодиода и правильно рассчитанное теплоотведение тепла. Первоначально разобрал сгоревшую лампу из второго комплекта- изучаем конструкцию лампы и что сгорело. Итак: состав лампы (электрическая часть) – 4 сверъярких светодиодов и умножитель напряжения с 12 вольт до 30 вольт. Сгорели светодиоды, а умножитель остался целым. Купив 3 комплект светодиодных ламп, тестирую лампу на разных напряжениях с 6 вольт до 14 вольт. Точных значений тока не помню, но в интервале напряжений с 8,5 вольт до 10 вольт ток лампы возрастает где-то на 15-20 процентов! И вот это уже 90 процентов сгорания светодиодов. Скажете у нас в машине 12 вольт, 9-10 вольт в бортовой сети авто нет. Да нет, в двух случаях:
- когда машина не работает, то в бортовой сети 11-12 вольт.
- когда машина работает 14,2 вольта.
Но в момент запуска двигателя, стартер берет много энергии с аккумулятора даже с теплую погоду. Если душой не кривить, то у каждого бывает – ехал, остановился, начал трогаться - газку мало дал или сцепление резко отпустил, заглох. Лампы включены. А ты на перекрестке и надо ехать не создавать пробку, тебе сейчас начнут сигналить – шевелись чайник. Каждый раз ведь не будешь ПТФ выключать и еще и помнить об этом всегда, быстрей заводишь двигатель и трогаешься. Понятно, что после первого, четвертого раза светодиоды не сгорят, но раз, два, пять, десять и – ООО… одна потухла.
1.1 Почему решил делать сам, а не купил предлагаемые готовые реле ДХО.
- умею и могу сам
- не у всех есть режим отключения в момент пуска двигателя, а впаивать два диода на вход реле в не корпуса, болтающихся на проводах – не по мне.
- нет совместимости одновременной работы ПТФ как в качестве ДХО так и в штатном режиме ПТФ.
- не обеспечивают отключение ламп при пониженном напряжении на аккумуляторе ( в холодное время года, при изношенном старом аккумуляторе)
- готовые не всегда компактны.
- не устраивает допускаемая мощность подключаемых ДХО- в пределах 18-20 ватт.
2. Постановка задачи.
- простота
- надежность
- минимальный бюджет
- совместимость работы ПТФ как в режиме ДХО так и в штатном режиме
- отсутствие активации штатного режима ДХО – контакты для реле ДХО (DRL) в монтажном блоке отсутствуют (как в случае с моей мшиной).
- компактность
3. Решение задачи.
Разработка принципиальной схемы ДХО из деталей, которые были в наличии, поэтому некоторые элементы с большим запасом.
Итак потребовалось:
- транзистор (VT1), используется как транзисторный ключ.
- 3 диода (VD1-VD3), один (VD1) на питании схемы – защита от неправильного подключения питания. И два (VD2-VD3) диода для организации двух каналом входных сигналов.
- резистора (R1) – токоограничивающий резистор тока базы транзистора.
- конденсатор (C1) – обеспечивает четкость работы транзисторного ключа.
- 2 штуки реле – промежуточное K1 и силовое K2.
[ ссылка на изображение ]
[ ссылка на изображение ]
Принципиальная схема проста, поэтому подробно описывать ее работу не вижу смысла. Кратко схема работает так: при отсутствии +12 вольт на одном из входов реле K1 отключена, а реле K2 включена и своими контактами которые включены в параллель силовым контактам штатной реле ПТФ включают лампы ПТФ. При подаче на один из входов +12 вольт реле K1 включается отключая реле K2 лампы ПТФ гаснут. Так как силовые контакты реле K2 включены параллельно силовым контактам штатной реле ПТФ, то ПТФ в штатном режиме можно пользоваться (включать-отключать) когда угодно. При напряжении в бортовой сети авто ниже 10 вольт, то и на реле ДХО будет подано тоже напряжение и реле K2 отключится от недостаточного напряжения питания на ней. Мощность подключаемой нагрузки (ламп) 60 ватт и зависит от выбранного реле K2.
Х1, Х3 – контакт реле ПТФ (Х3 – резервный для дополнительного комплекта ДХО)
Х2 – контакт реле бензонасоса (после включения зажигания на него поступает +12 вольт. Не перепутайте с контактом реле со стороны бензонасоса.)
Х4 – контакт реле ПТФ
Х5 – контакт реле включения стартера ( со стороны стартера)
Х6 – контакт реле включения ближнего света (со стороны ламп), если надо отключение ДХО от габаритных огней – подключаем от габаритов.
Х7 – общий (корпус авто) “-“/
Х8 – инверсный выход с промежуточного реле К1 ( так на всякий случай) – пустой, ничего не подключаем.
Вот собственно все.
Внешний вид, что получилось после сборки платы.
[ ссылка на изображение ]